Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Доклад: "Современный урок"

Доклад: "Современный урок" 1 год 6 мес. назад #1847

СКО, Аккайынский район
КГУ «Советская средняя школа им. У.М.Ахмедсафина»
Учитель начальных классов
Попп Екатерина Францевна

Доклад:«Современный урок- эффективная организация образовательного процесса»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача помочь им раскрыться,
развивать собственные идеи»

И.Г.Пестолоцци.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что учителю приходиться пересматривать роль и значение существующих методов преподавания и искать новые, более эффективные пути. Он требует от людей умения ориентироваться во всех видах обширной информации и каждый сегодняшний школьник должен быть способным самостоятельно мыслить, размышлять о своих действиях, находить решения.
Как учитель начальных классов, я вижу перед собой одну главную цель- учить детей быть не пассивными получателями готовых знаний, а «добытчиками». А для достижения этой цели невозможно ограничиваться традиционными методами обучения.
«Новые подходы в обучении и преподавании» основаны на конструктивисткой теории. Данная теория преподавания развивает глубокое понимание предмета учеником, а так -же требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Задачи урока разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определённые предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектам деятельности учителя является стремление понять, как учениками постигается тема осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, осознание того, что учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способам.
При планировании современного урока учитель должен опираться на исходные знания учеников, которые являются отправной точкой для усвоения нового материала. Если данные «отправные точки» учителя и ученика координально отличаются, то успех обучения находится под вопросом. Если выбрана неподходящая отправная точка, то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать полученные знания. Следовательно, на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая что ошибки –неотъемлемая часть обучения (Руководство для учителя стр140).
Современный урок включает новые подходы в обучении , которые помогают учителю следить за тем, чтобы процесс обучения был достаточно сложен и разнообразен с целью удержания внимания учеников, при этом предоставлять им необходимые навыки и знания для поставленных задач.
В начальных классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формируются умения, учебная мотивация и, конечно, желание учиться и поэтому используя новые подходы в преподавании и обучении, можно добиться положительных результатов знаний учеников. Применяя на уроках технологию новых подходов, я заметила, что у детей приобретаются не только обще учебные умения и способы деятельности, но и возникает потребность в самообразовании, в самосовершенстве .

Десерт по-китайски.
Все учащиеся в классе одновременно выполняют одинаковое задание (решают задачи; составляют вопросы, тесты, памятки, рекомендации, правила, тексты; заполняют таблицы, диаграммы и т.д.). Время на выполнение задания дается в зависимости от степени сложности 15-40 минут. Затем каждый ученик по цепочке передает свою работу следующему ученику. Ученик, получивший работу своего соседа, сначала изучает ее: выполнено ли задание полностью, какие пункты не смог выполнить или выполнил неправильно, какую ошибку допустил. После этого исправляет ошибки и пишет коментарий (почему должно быть так). В конце дополняет работу: дорешивает задачи, дописывает недостающие, на его взгляд, пункты (вопросы, тестовые задания, предложения, абзацы и т.д.). И опять по цепочке передает работу следующему ученику. Но исправления и дополнения могут внести только те ученики, которые уверенно, правильно и полностью выполнили данное задание на предыдущем этапе, то есть те ученики, которые хорошо знают учебный материал по данной теме. Что делают ученики, которые не уверены, что правильно выполнили задание, выполнили только часть или вообще не выполнили? Они тоже изучают и стараются запомнить хотя бы 1-2 пункта: как решается данная задача; как пишется то или другое предложение, слово; какие можно задать вопросы; какие могут быть идеи по данной проблеме и т.д.
Данная интерактивная работа продолжается до тех пор, пока каждый ученик не получит свою работу обратно. Каждый ученик, как получит свою работу, анализирует все записи, которые внесли остальные участники в ходе интерактивной работы: справедливы ли замечания, исправления, коментарий, дополнения. Делает выводы и высказывается во время итогового общекласного обсуждения.

Мясо по-китайски.
Идея, принцип и схема работы такие же как в «Десерт по-китайски». Отличие в следующем. После выполнения своей работы ученик оставляет свою работу на месте, а сам переходит на место следуюшего ученика,и все работают по уже описанной схеме.
Тур по галерее
Идея, принцип и схема работы такие же как в «Десерт по-китайски». Отличие в следующем. После выполнения своей работы ученики вывешивают свою работу на любом понравившемся ему месте в классе. Затем каждый ученик, свободно перемещаясь в классе, изучает все работы и на стикере записывает свои предложения, исправления, дополнения, рекомендации и т.д.

«Домино»
В «Домино» играют в микрогруппах. Необходимо будет 25-30 вопросов (можно больше или меньше в зависимости от объема материала по теме). Каждый вопрос записывается на отдельных листочках (билеты). Ответы на вопросы тоже записываются на отдельных листочках и размещается на столе так, чтобы они находились в поле зрения каждого участника. Затем участники по очереди вытаскивают билеты, озвучивают вопрос и располагают билет в центре. Задача каждого участника: быстро найти правильный ответ и закрыть билет.
Интерактивная игра "Тридцать три",которую можно провести во время изучения темы "Признаки делимости на 3 и 9" . Правила просты. Мы начинаем считать по рядам; один ученик говорит – "один", второй-"два" и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (на пример 3, 13, 23 и т.д.) а также число, кратное трём, должны вместо того подпрыгнуть и хлопнуть в ладони. Тот, кто ошибся и произнёс вслух число, выбывает из игры. При этом счёт продолжается со следующего за выбывшим участником или начинается снова.

Метод «Мозаика (ажурная пила)» позволяет учащимся получить большое количество информации в течение короткого промежутка времени, он служит способом решения сложной проблемы, требующей определённых знаний.
1. Определяем, на какие задачи раскладывается проблема, которую предстоит решить в классе.
К примеру: изучить определённый учебный материал или отработать навык применения учебных знаний.
2. Подготавливаем необходимую информацию для каждой экспертной группы: разделы изучаемого параграфа, набор задач и т.п. Желательно, чтобы учащиеся смогли ими легко воспользоваться (указать конкретные страницы, подобрать задания по учебнику или другим источникам, сделать копии и др.)
3. Изготавливаем таблички разного цвета с именами (или цифрами) для распределения учащихся по группам. Каждый ученик будет входить в две группы – "основную" и группу "экспертов". Основные группы можно обозначить номерами, например, от 1 до 5.Каждая группа состоит из 5 человек, которые будут являться экспертами по определённой теме. Экспертов каждой темы (раздела темы, типов задач, уравнений и т.п.) обозначаем цветами: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Таким образом, в каждой основной группе присутствуют эксперты разных цветов (по разным темам).После того как члены "основной" группы ознакомились с заданием, обсудили и распределили его между собой, «эксперты" расходятся по "экспертным" группам, в каждой из которых собираются эксперты по одной теме (с одним цветом) и обсуждают эту тему, решают свои задачи и т.д. Группа экспертов определяет чему каждый из "экспертов" научит свою "основную" группу. Затем "эксперты" возвращаются в свои “основные группы” и докладывают группам о проделанной работе, обучая своих товарищей. Таким образом происходит обмен информацией между детьми, а учитель выступает в качестве консультанта, помощника "экспертным" группам, наблюдателем за процессом взаимного обучения. Итоги урока подводит "основная" группа, которая может оценить вклад разных “экспертов” в общее решение. В конце преподаватель проверяет уровень освоение материала учащимися и подводит итоги занятия.

Математическая «карусель» – это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже, получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку № 1 и т.д. В дальнейшем члены команды, находящиеся на “исходном” и “зачётном” рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачётный рубеж, но если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешённой. После того, как часть команды, находящаяся на каком – либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от неё, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачёте команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешённой следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов или больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решённая задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решённая задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:
а) кончилось игровое время, б) кончились задачи на зачётном рубеже, в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.
Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность "карусели" может составлять от 20 минут до 2 часов и зависит от её целей, количества и трудности задач и размеров команд.

«Аквариум». Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные ученики не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного задания группа занимает свои места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Карусель». Учащиеся размещаются в два круга лицом друг другу. Некоторое время (30 секунд) каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Микрофон». Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон, обязан кратко, четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится анализ .
«Метод открытых вопросов».
Все учащиеся в классе одновременно выполняют один вариант тестовых заданий. Дается следующая установка: если ученик не знает правильный ответ или не уверен в выборе варианта ответа, то оставляет открытым вопрос, т.е не отмечает вариант ответа.
Соблюдается регламент; на выполнение варианта дается 30 минут (или еще меньше, в зависимости от степени сложности заданий)
По завершении все приступают к поискам ответов открытых вопросов выполненных заданий и параллельно проверяют правильность т.е. начинается работа с учениками.
Каждый ученик находит в учебнике правильный ответ и рассказывает всем с указанием страницы учебника, абзаца, чтобы остальные быстро нашли ответ и увидели своими глазами: зрительное воприятие всегда важно для усвоения знаний.
Каждый ученик отрабатывает 1-2 (или еще больше вопросов в зависимости от количества учащихся в классе) вопроса.
Одной из отличительных особенностей является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Для этого учителя используют листы для самооценивания, взаимооценивание, формативное оценивание, учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям. Таким образом, включение в урок приемов и методов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ко времени окончания начальной школы младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
Администратор запретил публиковать записи.
  • Страница:
  • 1